- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конфликт в профессиональном развитии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008696 |
Тема: | Конфликт в профессиональном развитии |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК Кафедра «Психология управления» КУРСОВАЯ РАБОТА Конфликт в профессиональном развитии Выполнила студентка 2курса Очно-заочного отделения, направление 37.03.01 группа 221-П «Психология» Караваева А.Д. Проверил: Махалин А.И. Нижний Новгород, 2016 Содержание Введение 1. Понятие конфликта в профессиональном развитии 1.1 Понятие внутриличностного конфликта 1.2 Понятие конфликта в профессиональном развитии 2. Причины возникновения конфликтов в профессиональном развитии 3. Структура конфликта в профессиональном развитии 4. Функции конфликта в профессиональном развитии 5. Последствия конфликта в профессиональном развитии. Профессиональное истощение 5.1 Последствия конфликта в профессиональном развитии 5.2 Профессиональное истощение Заключение Список используемой литературы 1.Понятие конфликта в профессиональном развитии Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. Становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. Индивидуальные характеристики человека оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Но неудовлетворенность профессиональной деятельностью, реализация себя в профессии, не соответствующей индивидуально-психологическим характеристикам личности (тип личности, ценностные ориентации, интересы, установки, мотивационно-потребностная сфера), в большинстве случаев, связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями. Одним из негативных последствий результата рассогласования в личностной и профессиональной сферах взрослых становится возникновение внутриличностных конфликтов Внутриличностные конфликты далеко не редкость в профессиональной деятельности.Это обусловлено тем,что,во-первых,требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими, на фоне снижения общего профессионализма в различных профессиональных сообществах,Во-вторых,чувство неудовлетворения от занимаемой социальной позиции в организации,что обусловлено не пониманием начальства,нежелением коллег сотрудничать,неудовлетворением рабочего потенциала. А между тем,высокодинамичное общества и актуальная социально-экономическая политика в стране требуют от работающих мужчин и женщин быть профессионально эффективными, несмотря на их личностные проблемы. В психологической научной литературе отмечается, что данный феномен, является характерным явлением современной жизнедеятельности человека, широко распространен среди представителей различных профессий. Проблема профессионального становления и развития личности берет свое начало в XX в. До этого времени свободный выбор профессии не существовал,профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к появлению рынка труда и новых профессий.Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, большое внимание стало уделяться профпригодности человека.Из-за постоянной конкуренции на рынке труда, работники развивали себя как профессионалов. Но люди хотели не только повысить спрос на себя,как на профессионалов ,но и само развиваться в профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер, А.П. Зольников, А.М. Павлова указывают, что процесс профессионального становления и развития человека в особой степени сопровождается различного рода препятствиями и ограничениями, возникающими на пути к достижению профессиональных целей.Такие затруднения могут быть вызваны как внешними факторами (объективно существующие условия жизни и деятельности людей), так и внутренними (психологический, внутренний мир отдельного человека). Именно все эти факторы являются причинами внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности.Именно их мы рассмотрим в данной работе. 1.1 Понятие внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное столкновением противоположно направленных, несовместимых друг с другом структур внутреннего мира личности. Внутриличностный конфликт характеризуется противоречиями между собственными потребностями,желаниями, возможностями личности, долгом,требованиями окружающих, между моральными принципами и личным поведением. Говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. Для более подробного изучения внутриличностного конфликта, нужно обратить внимание на то, как он воспринимается с разных психологических сторон. Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения конкурируют два противоположных инстинкта, влияющих на его поведение поведение. Такими инстинктами являются: эрос(сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием борьбы между эросом и танатосом. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). «Оно»-исключительно примитивные,инстинктивные и врожденные аспекы личности,отвечающие за удовольствие.Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях. «Я» —ответственный за принятие решений,помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма по принципу реальности. Его главная задача-сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. «Сверх-Я»–компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Можно рассматривать Сверх-Я как индивидуализированное отражение "коллективной совести" социума. В основном внутренние противоречия возникают между Оно и Сверх-Я, которые регулирует «Я». Если «Я» не может решить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции появляются глубокие переживания, переходящие во внутриличностный конфликт. Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности протекает в первые пять лет жизни человека. В это время на него влияет большое количество факторов, которые могут породить у него комплекс неполноценности,такие как неполноценность органов,чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.Безусловно,это оказывает огромное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. Главным в типологии К.Юнга является одна из 3х структур души «личностное бессознательное»представляющее собой скопления эмоционально заряженных мыслей,воспоминаний,чувств из прошлого опыта,оказывающая сильное влияние на индивидума а также на личностную установку,которая проявляется во внутриличностном конфликте. В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключаются в неудовлетворении потребностей:протребности в заботе и ответственности за кого-то;потребности в преодолении своей пассивной природы;потребности в ощущении себя неотъемлемой частью мира;потребности в осознании своей индивидуальности. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм описывает в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти). У К.Хорни внутриличностный конфликт представляет собой столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности.Основную роль,по мнению К.Хорни играет потребность в безопасности.Сильная личность формируется,если родители проявляют истинную любовь по отношению к ребенку.Но если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности,это закончится патологическим развитием личности. В рамках гуманистической психологии рассматривается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу конфликта заключается в противоречии, возникающем у личности между осознанными, но ложными самооценками. А.Маслоу причиной внутриличностного конфликта является нереализованная потребность человека в желании стать тем,кем он может стать, максимально использовав таланты,способности и возможности своей личности. Основатель логотерапии В.Франкл описывает внутриличностной конфликта,как потерю смысла жизни. Согласно его концепции, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Его отсутствие приводит человека к состоянию, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты. Л. Фестингер рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс, возникающий по причине несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Д.Скинер описывает внутриличностный конфликт,как плохую привычку, результат ошибочного воспитания. В работах Н. Миллера и Дж. Дол-Ларда конфликт определяется как фрустрация,т.е.реакция на препятствие. А. Голднер при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей. Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я». А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада. Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности. При деструктивном преодолении внутриличностного конфликта, конфликт может усугубляться раздвоением личности, перерастать в жизненный кризис или вести к развитию невротических реакций. Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид. Ситуация внутриличностного конфликта естественна и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие проходит со внутренними противоречиями, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, так как недовольство собой заставляет человека самосовершенствоваться тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир. 1.2.Понятие конфликта в профессионально развитии Конфликты профессионального развития заключаются в перестройке смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции.Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой.Динамика прошлого опыта,потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. Если перспективы профессионального роста отсутствуют, личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность. В период разрешения конфликта в профессиональном развитии происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели,изменение взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях - смена профессии. Необходимо рассматривать профессиональное развитие как процесс, длящийся всю жизнь. Существует два основных возможных «исхода» конфликтов в профессиональном развитии ,связанных с переживаниями личности: 1.Конфликт может способствовать личностному развитию. 2.Конфликт может привести к личностной деградации,человек не в силах преодолеть внутренние противоречия и эти противоречия буквально «разъедают» его изнутри. Решающее значение в возникновении конфликтов играют субъективные факторы: изменение «Я», перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т.е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность. 2. Причины возникновения конфликтов в профессиональном развитии В качестве причин, провоцирующих появление конфликтов профессионального развития, могут выступать постепенные изменения способов выполнения деятельности. Так, причиной, инициирующей конфликты профессионального становления, может стать возросшая социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом. Социально-психологическая направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы. К конфликтам профессионального развития могут приводить социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительство и др. Причинами могут быть и возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д. Конфликты профессионального развития нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации или лицензировании специалистов. Также могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.). Противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии так же являются одной из причин возникновения конфликта. Когда внутренние цели личности противостоят результатам и процессу труда. Другой причиной может оказаться рассогласованность между разными видами компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной). Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального воздействия является одной из внутренних причин возникновения конфликтов в профессиональном развитии. Наряду с этим, другой внутренней причиной является неадекватный уровень притязаний личности, и связанный с ним, уровень самооценки. Если человек хочет достичь высоких целей и ставит перед собой задачи, с которыми он не сможет справиться, не соответствующие его реальным возможностям, это говорит о неадекватном уровне его притязаний. От соответствия или не соответствия своему уровню притязаний зависит уровень самооценки личности. А уже от самооценки напрямую зависит удовлетворённость личности своею профессиональной деятельностью, что в случаи неудовлетворённости приводит к внутриличностному конфликту. Важной причиной возникновения конфликта в профессиональном развитии является наличие мотивации, которая побуждает личность упорно трудиться и развиваться.При отсутствии мотивации у личности не возникает конфликтов в профессиональном развитии. Мотивация профессионального развития - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Это «движение вперед» часто сопровождаются внутриличностным конфликтом.Личность часто будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, есть стремление к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска. Наконец, фактором длительного конфликта может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты, одержимые работой,как средством достижения признания и успеха, иногда нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях. Конфликты нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются конфликты при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности. Помимо нормативных конфликтов профессиональное развитие сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такими, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности, вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер. Таким образом, можно сделать вывод, что главная причина возникновения конфликта в профессиональном развитии является возникновение противоречий между желаниями и представлениями личности о собственных профессиональных возможностях и внешними факторам. 3. Структура конфликта в профессиональном развитии Конфликт в профессиональном развитии, как и любой другой конфликт, имеет свою определённую структуру. Анализируя эту структуру можно выделить следующие несколько типов конфликтов профессионального развития личности. Одним из них является мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций. Потерей цели и смысла к дальнейшему профессиональному развитию. Другой, когнитивно-деятельностный тип конфликта, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Ядром этого конфликта является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. И последний тип - поведенческий, вызванный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и другими социальными факторами. Зачастую, конфликт в профессиональном развитии проходит в три стадии: 1. Первая стадия – предшествующая признанию наличия конфликта - обнаруживаются в неудовлетворенность существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п. 2. Вторая стадия – признание конфликта – отличается от первой стадии осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. 3. Третья завершающая стадия – решение конфликта с помощью конструктивного, либо деструктивного выхода. В обязательном порядке, конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей. Общая схема соотношения разных типов конфликтов: а) нормативные конфликты: конфликты психического развития; конфликты профессионального становления - это все возрастные конфликты; б) ненормативные (необязательные) конфликты: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы и т.п.), невротические конфликты (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы. 4. Функции конфликта в профессиональном развитии Главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности личности, а также - разрешения этих противоречий в развитии данной личности. Конструктивные функции конфликта основаны на возможности личности получить позитивный опыт из конфликтной ситуации. Первая функция конфликта в профессиональном развитии позволяет осуществить адекватную проверку для личности своих реальных и потенциальных возможностей в профессиональной деятельности.Позволяет также выявить недостатки и слабые стороны в данной сфере. То есть даёт возможность формирование более адекватной самооценки. Вторая функция конфликта в профессиональном развитии способствует мобилизации внутренних ресурсов профессионала, выявлению скрытых возможностей и направить их на разрешение конфликта, тем самым помочь личности развиться в своей профессиональной сфере.Личность, преодолевшая или хотя бы пережившая конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему. Деструктивные функции вызывают у личности лишь негативные ощущения. И не смотря на то, что не являются полезными для личности в её профессиональном развитии, их нельзя исключать. Первая деструктивная функция профессионального развития связана с анализом и обнаружением личностью своих недостатков, что приводит к соответствующей потере чувства собственного достоинства. Вторая функция - обнаружение несостоятельности личности, как профессионала и соответствующее разрушение профессиональной деятельности. Третья функция - усугубление противоречий способствующих возникновению конфликта. 5.Последствия конфликта в профессиональном развитии. Профессиональное истощение 5.1 Последствия конфликта в профессиональном развитии В определённый момент профессионального развития, когда дальнейшее формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности, возникает конфликт. Для решения его личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность – продуктивно решить конфликт, либо смириться. Сверхнормативная профессиональная активность может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный либо творческий уровень выполнения деятельности. Разрешение конфликта приводит к новой социальной ситуации развития, перестройки смысловых структур профессионального сознания, переориентации на новые цели и изменениям социально-профессиональной позиции. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер. Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития. Профессионально-нейтральное отношение личности к конфликтам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби и т.п. Продуктивный выход из конфликта в профессиональном развитии является новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Конфликт в профессиональном самоопределении и развитии профессионала может рассматриваться как своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала - перейти на следующий этап своего развития. Одним из интересных вариантов рассмотрения конфликта профессионального развития является перенаправление негативной энергии конфликта. Деструктивные варианты разрешения конфликта — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия. 5.2 Профессиональное истощение Как правило, конфликт в профессиональном развитии проявляется в трех ипостасях: эмоциональном истощении, циничной оценке отношения к труду и его результатам,и недостатке чувства личностного достижения. Аспект профессионального истощения кроется в недостатке мотивации к деятельности и сознании собственной недостаточной компетенции. Проявляется это ,прежде всего, в чувстве эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой. Показателем истощения является демонстративно равнодушное, безразличное отношение к своему труду и объектам своего труда. Следующим свидетельством выступает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха. Конфликт в профессиональном развитии проявляется в чувстве постоянной усталости, утомляемости и нервном истощении. На все это накладывается сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью и чувством виновности. В отдельных случаях происходит нарушение сна, сон становится прерывистым. Окружающие, практически все ,без исключения, вызывают раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие чувства, ранее никогда не возникающие. Резко меняется отношение к себе, к своей профессиональной деятельности. Профессиональное истощение является наиболее негативным последствием конфликта в профессиональном развитии. И ,как правило, личность не в состоянии сама справиться с ним, без помощи специалиста, что приводит к большему усугублению ситуацию. Заключение Конфликт—неотъемлемая часть динамического процесса профессионального становления и развития личности. Степень осознания личностью наличия конфликта индивидуальна. Она зависит от способа протекания конфликтной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление ,как конфликт. Конфликты могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой. Переживание конфликта вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности в положительную или отрицательную сторону. Порождая психическую напряженность, конфликт в основном стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая конфликт, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Однако бывает и противоположные последствия, например полная деградация личности как профессионала или потеря профессии. Возникновение конфликта обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, неудовлетворённостью личности социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, несогласованностью «ценностного отношения к себе в труде и труду к себе», несовпадением проявлений у одной и той же личности психических качеств в профессиональных и в непрофессиональных сферах, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального развития в качестве фактора, детерминирующего возникновение конфликта, чаще выделяется социально-профессиональная активность. Личность, находящаяся в ситуации конфликта, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. В какой-то небольшой степени, конфликт в профессиональном развитии - это психическая травма, ведь перед лицом конфликта ничто не остается таким, как было прежде. Привычный мир человека становится непредсказуемым, прежние представления о безопасности и защищенности исчезают. При этом в основном наличие конфликта в профессиональном развитии, как и конфликта в любой другой сфере жизни человека, меняет и осложняет всю жизнь личности в целом. Человек перестает контролировать свою жизнь и свою деятельность в этой жизни.Однако в случаи благоприятного разрешения конфликта последствиями для личности являются повышение профессионализма и перехода личности на новый уровень в профессиональном развитии. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинг личностного и профессионального роста или семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления. Возникновение конфликта в профессиональной деятельности и развитии на наш взгляд вполне закономерно, поскольку избежать факторов влияющих на возникновение конфликта при желании личности развиваться в профессиональной сфере невозможно, так как они сопровождают нас в профессиональной деятельности постоянно. Порой при разрешении конфликта развитие в профессиональной деятельности само по себе теряет для личности непосредственную эмоциональную привлекательность.Для удачного разрешения конфликта важно понимание индивидуальной значимости развития в профессиональной деятельности для личности, должно быть подкреплено интересом к научению, к способам добывания новых навыков. Тема конфликтов в профессиональном развитии актуальна в сегодняшнее время в связи с наличием высокого количества провоцирующих факторов, также потому что может возникнуть на каждом уровне развития личности в профессиональной сфере и касается практически всех (например, студентов и профессионалов). Она не является исчерпанной, несмотря на то, что обладает большими возможностями и большим количеством материала для изучения, ведь с конфликтом в профессиональном развитии приходится сталкиваться весьма часто. В дальнейших своих исследованиях было бы весьма интересно продолжить изучение темы конфликтов в профессиональном развитии и расширить свои знания не только с теоритической стороны данной темы, но и попробовать провести эмпирическое исследование. Хотелось бы продолжить изучение конструктивных последствий и видов конфликта, возникающих в процессе профессионального развития у молодых специалистов. Хотелось бы провести опрос среди молодых специалистов об их целях в профессиональной деятельности и причинах мешающих их достижению, для того, чтоб анализировать зависимость между этими двумя факторами, и выявить дополнительные причины для возникновения конфликта у молодых специолистов. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: